А кто был руководителем практики от полка? Кто то из зампотехов батальйона или полка?
ФИО я не помню. А, если в 2-х словах, то, прикрепили нас к ротам и сказали, мол, ребята занимайтесь, чем хотите, а, лучше отдыхайте, в войсках ещё "напашитесь" ... Ну, несколько раз полазили по танкам, продифектовали их... Меня тогда поразило то (и этого я больше нигде не встречал за службу), что во всех танках, хранился усиленный боезапас пулемётных патронов. Они были упакованы в деревянные ящики (естественно внутри в цинке). Ящиками было заставлено всё пространство под казенниками пушек, и, они, поднимались штабелями, чуть ли не до башни... На вопрос к офицерам: «А на хрена сверх лимита», нам сказали, что сильно много китайцев... может не хватить...
... Меня тогда поразило то (и этого я больше нигде не встречал за службу), что во всех танках, хранился усиленный боезапас пулемётных патронов. Они были упакованы в деревянные ящики (естественно внутри в цинке). Ящиками было заставлено всё пространство под казенниками пушек, и, они, поднимались штабелями, чуть ли не до башни... На вопрос к офицерам: «А на хрена сверх лимита», нам сказали, что сильно много китайцев... может не хватить...
Как раз летом 71 мне пришлось принимать на склад изъятые из пулеметных лент, было по 11 или 13 коробок на машину, кроме тех, в ящиках. Оставили снаряженными только 4 коробки и 5 ящиков + ящик автоматных и ящик пистолетных, да еще с гранатами. До этого ящиков, кажется, тоже было больше. Я тогда пересчитал около миллиона патронов, брал обязательно в руки каждый патрон. Застал двое учений дивизионных, полк выходил в полном составе, при этом весь боекомплект разгружался в каком-нибудь боксе, танки выходили только с холостыми, и то не все. Для каждой роты в финском ангаре, за столовой, предусмотрена была укупорка для штатных б/п.
Уже смотрел, класс. Жаль, что не смог попасть на встречу. Зато поддерживал морально с Житомира, за всех забайкальцев. Здесь их на пару полков, но все где то в подполье, то с компами не в ладу, то еще что то....
Даурия, 36311 (ноябрь 1969-1971 ноябрь) Житомир, Украина
Вот нашел по Гуглю одного, он как раз был комбатом-1, когда САД проходил практику, м-р Селицкий А.Р. в то время, живет в Кривом Роге, старик, проблемы со здоровьем и все остальное. Рад что помним...
Даурия, 36311 (ноябрь 1969-1971 ноябрь) Житомир, Украина
Вот нашел по Гуглю одного, он как раз был комбатом-1, когда САД проходил практику, м-р Селицкий А.Р. в то время, живет в Кривом Роге, старик, проблемы со здоровьем и все остальное. Рад что помним...
Пора хотя бы раз в месяц перекличку личного состава( запаса) делать... :-D Хотя из "запасников" лично меня уже ,вероятно,списали....
ноябрь 1971-ноябрь1973 г.г. Чита-Даурия в/ч 52410-36311( 21 танковый полк )
Пора хотя бы раз в месяц перекличку личного состава( запаса) делать... Хотя из "запасников" лично меня уже ,вероятно,списали.... 1971-1973 Чита-Даурия в/ч52410-36311(21ТП)
Рад твоему появлению... Как ни как, в марте 1972 года, однозначно виделись с тобой в 21- Гв.ТП.... Ааааааа, если и не видделись, так топтали одну и ту же землю...
Пора хотя бы раз в месяц перекличку личного состава( запаса) делать... Хотя из "запасников" лично меня уже ,вероятно,списали.... 1971-1973 Чита-Даурия в/ч52410-36311(21ТП)
Рад твоему появлению... Как ни как, в марте 1972 года, однозначно виделись с тобой в 21- Гв.ТП.... Ааааааа, если и не видделись, так топтали одну и ту же землю...
....привет! Нет из Читы только в мае приехали,но ты прав, "обстановка" все еще та была.. :-D А курсанты были на вождении и стрельбах когда в полку стажировались,или только в парке изучали матчасть?
ноябрь 1971-ноябрь1973 г.г. Чита-Даурия в/ч 52410-36311( 21 танковый полк )
А курсанты были на вождении и стрельбах когда в полку стажировались,или только в парке изучали матчасть?
Чтоб не скучно на ветке было, расскажу немного о себе
На период стажировки, я уже прошёл и успешно освоил полный 3-х годичный курс: устройства, эксплуатации и ремонта основного танка Т-62. А так же танков Т-34; Т-54; Т-55; Т-64; БТС-2; БТС-4; ВТ-55; Т-10М (тяжелый танк); ПТ-76Б (лёгкий плавающий танк); ПТ-50ПУ (плавающий гусеничный транспортёр); БМП-1; БТР-60; БТР-40; БТР-152; БРДМ-1; БРДМ-2; и всех их модификаций. А также автомобильную технику: УРАЛ-375; ЗИЛ-131; ЗИЛ-157 и.т.д. и уже получил права шофёра профессионала 3 класса (из всех военных училищ СССР, только наше Омское танковое выдавало профессиональные права, остальные любительские)… Основная цель стажировки в 21 Гв.ТП сводилась, к получению практических навыков в должности заместителя командира танковой роты по технической части. А так же, получении практических навыков в организации парковой службы и.т.д. В бытность моей стажировки мы не ездили ни на вождение, ни на стрельбы. Это, нам и не требовалось. Ибо это, уже был давно пройденный нами этап. Я вот, к примеру, на период стажировки, уже имел 2-ой класс по вождению танков.
Все танковые военные училища СССР, выпускали лейтенантов только с 3 классом механика-водителя. За всю историю танковых военных училищ, был единственный эксперимент на нашей курсантской роте. Заключался он в следующем. Все, кто на отлично учился по курсу вождения танков, ровно за месяц до сдачи госэкзаменов по вождению, сдали на механиков водителей 3-го класса. А когда все остальные сдавали на 3-ий класс, отличники (в том числе и я) сдали на 2-ой класс. Вот на моём удостоверении видно, что я механика-водителя среднего танка, получил в декабре 1971 года. Меха 2-го класса, я получил в январе 1972 года, то есть до поездки в Даурию (туда я убыл в конце февраля 1972 года…)...
Рассказ продолжу в следующем посте…
[ Редактирование 21.09.08 : 15:23 ] Даурия - 1972 21 Гвардейский ТП ВС МО С С С Р
В следующем посте, я расскажу, как мехи-деды-дембеля-Даурцы, «проверяли» меня на знание танка Т-55… Это был не писанный закон тех времён… Пришел молодой летёха (аль курсант зампотех) в часть, 100% проверятЪ и не раз…
Для полноты моего рассказа о том, как меня проверяли Даурские дембеля – механики, в моих познаниях танка Т-55, я вынужден рассказать небольшое предисловие… Многим оно, покажется моим похвальством… Считайте, как хотите но, в моём предисловии чистая правда…
В училище мне повезло с преподавателем КБМ (кур боевых машин) полковником Лапиным. Таких как он, днём с огнём, как говорится. Лучше его никто не знал, можно смело сказать, во всех танковых войсках, устройство танка, как знал он… И умел на высочайшем профессиональном уровне доводить свои знания до своих учеников… Царствие ему небесное, недавно умер… Я, был очень одарённым учеником (тем паче в училище поступил уже с определёнными познаниями – имел права тракториста-машиниста широкого профиля, знал устройство автомобиля и уже свободно ездил на нём один) и, знал основной танк Т-62 намного лучше отдельных преподавателей кафедры КБМ. Перед госэкзаменами по КБМ, ребята из соседних курсантских взводов, у которых были хреновые преподаватели, приглашали меня, а не своих преподавателей, для проведения консультаций…
Эти знания пригодились мне и в войсках… Приведу всего пару примеров.
1) Командир моей роты привёл меня, молодого лейтенанта, в парк для ознакомления с техникой роты (Т-62). И говорит, вот этот танк № 379 (помню до сих пор его №, как и всех остальных танков роты) с повышенной годовой нормой эксплуатации, стоит на «приколе» уже пол года. Была тут целая комиссия технарей, сказали, что у него заклинило КП (коробка передач), вот должны скоро «утянуть» его в рембат (ОРВБ) для разборки КП и её ремонта. Через энное количество дней, я, начал дифектовать танки своей роты… Дошла очередь и до танка № 379. В итоге, я, в совершенстве зная устройство КП и его приводов, а так же принцип их работы, через 5 минут определил неисправность. Не буду описывать (долго, да и вам не интересно) что и как я делал, скажу одно. Причина до банальности была проста. Заржавел поводок передачи (1-ой --- ЗХ.). В поводковой коробке кулисы привода КП, состоящей их запорного и замкового механизмов, корпуса и 3-х поводков, 3-х пружин и 3-х шариков… Весь полк сбежался смотреть (было в диковинку), как молодой лейтенант разобрал пол отделения управления и, в керосине пол дня «размачивал» ржавчину… Никто не верил, что танк поедет… Но он, к вечеру, в чём я и не сомневался, поехал по парку… С того дня, я стал очень авторитетным технарём, даже на уровни дивизионного звена…
2) Учения, ночь, наш полк на марше. Я, в замыкании нашего батальона на тягаче БТС-2. Меня остановил зампотех нашего ТБ, стоящего рядом с остановившемся танком нашего батальона, рядом с ним начальник БТС дивизии. Саша, говорит зампотех, посмотри, в чём дело, всё уже облазили ничего понять не можем, танк не заводится. Осматриваю танк и ставлю диагноз – «обрыв рейки плунжерного топливного насоса высокого давления НК-10». Мне верят, поскольку я давно в «авторитете». Через 10 километров стоит ещё один танк, той же роты. Ставлю тот же диагноз, обрыв рейки НК-10… Надомной начинают смеяться. Уехал под смех начальника БТС дивизии, зампотеха батальона, ротного и кучки дембелей… Через 2 дня, в рембате, после разборки насоса, мои диагнозы подтвердились. Кстати, это редчайший случай в эксплуатации НК-10. Позднее выяснилось, оба насоса одной партии и с одним и тем же заводским браком. Мой авторитет отныне, стал непререкаемым, докатившийся до технарей Армии.
В следующем посте, бу рассказ, о дембелях Даурии, устроивших мне проверку в познаниях мной танка...
Не обижайтесь на меня танкисты Даурии, ибо бу писать правду…!
Из многолетнего опыта технаря скажу, что уровень подготовки механиков-водителей танков (во всех без исключения учебках МО ВС СССР а потом и РФ) был практически сведён к нулю…!!! Минимум 90% механиков, не умели даже заводить танк. Причина проста – не давали инструктора в учебке, при проведении вождения танков. «Ну, их нафиг» - думали инструктора – «Ещё воздух весь стравят, аааааа, у меня уж и АКБ подсели… Потом мудохайся, с буксира заводить»… Помимо этого, зачастую, вместо занятий по технической подготовке, бойцы трудились у своих командиров на дачах и.т.д. … Командиры при этом рассуждали примерно так: «Херня, в войсках научатся, не первый это у нас выпуск и всё нормально. Страна стоит твёрдо до сих пор, да и жалоб из войск нет»… Всё, что знали механики после учебки (и то не все), так это, где пробка для заливки моторного масла и пробка заправки антифриза… Конечно, были ребята и одарённые, схватывающие всё на лету, но, дали то им информации мало (по выше оговоренным причинам)… Подобные знания были и у офицеров 2-х годичников (после военных кафедр гражданских институтов, призывающихся в армию на офицерские должности на 2-ва года)…. В силу не хватки в танковых войсках профессиональных зампотехов (после военных училищ), эти вакансии заполняли 2-х годичниками. Вот для примера - в нашем танковом полку, куда я пришел молодым лейтенантом, из 9-ти зампотехов рот, было только 2-ва технаря после училища, остальные 2-х годичники… Один я и, второй ст/л-нт, который как пришёл в эту роту лейтенантом, так и уволился из неё старлеем, через 25 лет… Это, видимо был феноменальный случай, заслуживающий внимания известной книги рекордов. (Бухать любил этот старлей, посему и не продвигался. Но дело своё знал твёрдо, почему и не трогали его)…
ПРОВЕРКА МОИХ ЗНАНИЙ НАЧИЛАСЬ
Так вот, захожу я в парк 21-го Гвардейского Житомирско-Венского 2-ды Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова танкового полка...
Дело было после обеда. В этот день, мне оставалось продефектовать ещё два танка «моей» роты. Шел я со своим однокашником Толей Потаниным. Я ещё утром обратил внимание, что напротив боксов нашей роты, ближе к шлагбауму выездных ворот, выгнали танк. Танк стоял и в этот раз. Трансмиссия танка была открыта, и в её проёме виднелись трое отличников Советской Армии, которые что-то колдовали. Вскоре выяснилось, что это были местные деды-механики. «Товарищи курсанты» - обратились они к нам. «Вы б не смогли подойти к нам, у нас возникли проблемы». Мы с Толиком подошли к танку, и я спросил у «дедов»: «В чём у вас проблема ?». «Да вот» - говорит один из дедов – «Танк греется, не знаем что делать. Подскажите товарищи курсанты, что нам делать». Я начал забираться на танк и, боковым зрением замелил, как один из дедов, поспешно убрал под брезент новенький диск «ферадо» и динамометр. Нам, в военном училище, не однократно вдалбливали в голову, что вас «салаг», когда прейдете в войска, будут многократно проверять «деды». И если вы оплошаете, будут над вами «смеяться» и передавать этот «смех» из поколения в поколения в этом полку… Так вот, увидев диск «ферадо» и динамометр, я, понял, что это и есть моя первая «дедовская» проверка. Мне, правда, стало очень удивительно, почему меня деды решили проверить таким детским вопросом. Который знает даже самый отстающий курсант первого курса… Кто внимательно читал мой предыдущий рассказ, уже понял ответ на мой тогда возникший вопрос. Иными словами, в учебке они знали только где заправочные горловины, а в армии, они постигли вершин мастерства - научились даже самостоятельно менять диск «ферадо» - привода вентилятора… Данный рассказ, будут читать не только танкисты, поэтому объясню:
В танках Т-54; Т-55; Т-62 (везде единично) установлен вентилятор системы охлаждения. На схеме он под номером 13. Смотрите, какой он здоровенный и тяжелый. В свою очередь, вентилятор через специальный привод соединён с коробкой передач (КП). Коробка передач (КП) на схеме под номером 15. КП и вентилятор, между собой, имеют жесткую кинематическую связь, через специальный привод, от первичного вала КП. Иными словами, работает двигатель танка, значит, вращается первичный вал КП, а, коль он вращается, значит и «крутится» вентилятор. Ааааа, теперь представьте, что двигатель заглох (заглушили) значит, первичный вал КП прекратил вращение… А ведь он, жестко связан с вентилятором, имеющим огромные размеры и приличную массу, а, соответственно большой крутящий момент… А вот для этого и предусмотрен диск «ферадо», расположенный между вентилятором и КП. Заглох двигатель, ну и хрен с ним, вентилятор пробуксовал несколько оборотов на диске «ферадо» и встал… Думаю, вы поняли принцип работы этой бяки. Так вот, в силу того, что ентот диск «ферадо», имеет свойство изнашиваться, то, наступает момент, когда фрикционной силы диска не хватает для «жесткой» кинематической связи между вентилятором и КП. Особенно при увеличении оборотов двигателя, во время движения танка. Вот и начинает вентилятор «пробуксовывать». А коль буксует, значит, не создаёт заданных оборотов, ааааа, соответственно не обеспечивает температурный режим системы охлаждения и смазки… Танк начинается, греется… Перегрев системы охлаждение, приводит к …. Вы все автомобилисты, догадаетесь сами…
Исправность диска «ферадо» проверяется специальным динамометром. Если диск ещё сильно не износился, достаточно подтянуть его крепление до заданной величины. Вот этот динамометр и спрятал под брезент, вместе с новым диском «ферадо», один из отличников СА.
Если нет под рукой динамометра, можно элементарно просто проверить работоспособность диска «ферадо» и без него, на глазок. Достаточно, несколько раз попробовать это делать на исправном диске и, запомнишь на всю жизнь. Ну, грубо говоря, исправный диск можно прокрутить только усилием ноги, неисправный, можно и рукой… Что я и сделал, сказав им, мол, ребяты, тащите ключ и динамометр и, затягивайте диск до нужного момента, указав им величины. Если не получится, просите вашего зампотеха припереть со склада новый… И, после этих слов, я перешел в «атаку». Говорю им, мол, а представьте, что идут боевые действия а, у вас диска запасного нет, что делать…? В вашем распоряжении 30 минут, через 30 минут супостат будет здесь… Ваши действия…!? Один из «дедов» перешел на шутку, мол, убегать надо… Убежишь, расстреляют как предателя, промолвил я ему в ответ. Остальные два «деда», посапывали в молчании, широко раскрыв рты и глаза. Они, впервые увидели будущего летёху, который даже ещё не летёха а, так много знает… Ни один молодой 2-х годичник - лейтенант, ентого не знал, когда их проверяли… А тут всё знает, да ещё умеет неисправный диск в чувства привести. Даже мы «деды», ентого не знаем – так и было «написано» на их выражениях лиц… Рассказав им, как временно можно "оживить" неисправный диск, я, начал «пытать» их: -А вы можете мне рассказать какие, где и как производятся регулировки в силовом отделении. А какие в отделении управления. - А какие и где заправочные и смазочные отверстия на танке - А за счёт чего компрессор АК-150СВ имеет такой продолжительный моторесурс - А покажите мне всё навесное оборудование системы смазки... - А как можно завести танк и двигатся на нём, если заклинило главный фрикцион и его ведёт... - А для чего с наружи башни танка, имеется небольшая, квадратная, идеально ровная площадка, и, не одна. - А.............… и.т.д. и т п
Слушая их замысловатые ответы, я, понял, что ребят надо оставлять на 2-ой год. Правда, не стал им этого говорить. Был у меня к ним один вопрос, на котором я, хочу остановится более подробно. С тем, чтоб и вам его задать, как загадку. (Когда я дойду до этого вопроса, то, акцентирую на нём ваше внимание). Началось с того, что я их спросил, а, кто из вас мне сможет рассказать, из чего состоит двигатель танка. Ну, короче, ни «а» ни «б»…. После того, как я, им перечислил из чего состоит, любой дизель (КШМ - кривошипно-шатунный механизм; газораспределительный механизм; система питания топливом и.т.д. и.т. п), я им подчеркнул, что, если всё это разобрать до винтика, то, каждая отдельная часть любого механизма или системы двигателя, будет, называтся ДЕТАЛЬ. И тут же задал им вопрос, который задаю и Вам - уважаемым Форумчанам - танкистам и не танкистам: В любом танковом дизеле типа В-55, устанавливаемом на средних танках, была одна единственная деталь, изготавливаемая из дерева.
Что это за деталь и, какую функцию исполняет…!???
Продолжение последует, с очень забавной концовкой...
[ Редактирование 24.09.08 : 08:28 ] Даурия - 1972 21 Гвардейский ТП ВС МО С С С Р
...передняя опора двигателя.... Нет необходимости регулировать и центрировать.( Плюс соотв .соосные опоры с торцов дв-ля..) ...вентилятор приводится ВОМ от т.н "скворечника" КП . Но вставка была ,вроде,резиновая.. .
[ Редактирование 25.09.08 : 01:04 ] ноябрь 1971-ноябрь1973 г.г. Чита-Даурия в/ч 52410-36311( 21 танковый полк )
....в полку при первом (после учебки) "знакомстве" с моей 168-й никак не хотел запускаться предпусковой подогреватель. Из-за подтекающего крана-распределителя (как оказалось) .
[ Редактирование 25.09.08 : 01:32 ] ноябрь 1971-ноябрь1973 г.г. Чита-Даурия в/ч 52410-36311( 21 танковый полк )
...передняя опора двигателя.... Нет необходимости регулировать и центрировать.( Плюс соотв .соосные опоры с торцов дв-ля..) ...вентилятор приводится ВОМ от т.н "скворечника" КП . Но вставка была ,вроде,резиновая..
Наконец то появился настоящий танкист, чувствуется. Да, действительно на КП (коробка передач) был так называемый скворечник – который и выполнял функцию привода вентилятора.
Ааааааа, ещё в танке есть ГИТАРА…. Да-да, это не шутка, именно она так и называется. Кто может сказать, для чего она необходима и какую функцию выполняет…?
Но, к сожалению сосновых опор, на двигателе не было… Деревянная запчасть была в другом месте… Напомню, она была ОДНА… И напомню, она была внутри двигателя а, не с наружи...
[ Редактирование 25.09.08 : 01:51 ] Даурия - 1972 21 Гвардейский ТП ВС МО С С С Р
...гитара- повышающий редуктор от дв-ля к главному фрикциону..
Действительно, гитара (агрегат) передает крутящий момент от двигателя к главному фрикциону. Она представляет собой повышающий редуктор с передаточным числом 0,7. Главная цель гитары (иначе б она не нужна была в танке) это, передача крутящего момента от носка коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач (через главный фрикцион), расположенному ПАРАЛЕЛЬНО относительно носка коленвала … И иными путями, это сделать не возможно, нежели при помощи гитары…
механик - За глубокие знания ввереной техники, получи награду за № 4
[ Редактирование 25.09.08 : 18:34 ] Даурия - 1972 21 Гвардейский ТП ВС МО С С С Р
В ЗИЛ-157 тоже была какая-то деревянная деталька внутри двигателя, сейчас уже забыл. Был у нас один прапорщик (техник роты) который на этой детальке не одну бутылку выиграл. У меня, кстати, тоже. Не могу похвастаться таким глубоким знанием автотехники и тем более танковой техники, но знание специальной техники связи настолько сильно врезалось в память (после окончания училища связи), что и сейчас, по прошествии 35 лет, могу рассказать ее устройсво и принцип работы. SAD: не тяни, интересно же, что это.
В "БУЗНАЯ" в разделе "ФОТОЗАГАДКИ" эта тема обсуждается, загляни туда. Там уже в плотную, с моими подсказками, почти ответили на эту загадку... http://www.zabvo.ru/e107_plugins/forum/
forum_viewtopic.php?8149.3195
Даурия - 1972 21 Гвардейский ТП ВС МО С С С Р
SAD: Дядя Саша, а танк на картинке какой, не 62-ка однозначно, али ты просто для примера ? Да?
Чита.Песчанка. Брежневский полк- Сретенск. Танковый полк. 1990-1992г.г.
16.11.69 был призван для прохождения воинской службы в в\ч 36311, призыв для города был почетный, призывали только одну команду, служить отправлялись в часть, которая носила наименование: Житомирская
Даурия, 36311 (ноябрь 1969-1971 ноябрь) Житомир, Украина
16.11.69 был призван для прохождения воинской службы в в\ч 36311, призыв для города был почетный, призывали только одну команду, служить отправлялись в часть, которая носила наименование: Житомирская
ноябрь 1971-ноябрь1973 г.г. Чита-Даурия в/ч 52410-36311( 21 танковый полк )
Сегодня 36 лет+ 1 день, как меня призвали , забыл,однако
Я вечером 16 как раз приехал домой, добирался 4 суток, хотя и летели самолетом. Так что ты пошел мне на смену...
Даурия, 36311 (ноябрь 1969-1971 ноябрь) Житомир, Украина
Петрович ! СМОТРИ ФОТО ДАУРИЯ_21 ТП И СТЕЛЛА СОСЕДЕЙ 383 МСП
Благодарю!!! Казарму и штаб признал...но небо, с такими тучами и не помню, всегда было очень голубое... стелла появилась позже, ее в наше время не было...
Даурия, 36311 (ноябрь 1969-1971 ноябрь) Житомир, Украина