Давно я искал хоть какую-нибудь информацию о месте своей службы. Как и все очень часто с теплом её вспоминаю. Служил я в 1975-77гг в г. Борзе. Я не помню, чтобы тогда были Борзя 2,3, и.т.д. Я служил в дивизионе связи в/ч №42943. Прямо за забором части располагался офицерский городок. Вообще помню, что наша часть находилась вместе с другими, из которых я помню казармы авиаполка (каменное многоэтажное здание), роты охраны, аэродромные службы, в общем, все эти части занимались обслуживанием полетов. Располагалось все это около красивейших сопок под названием "Девичья грудь". На вершине одной из сопок постоянно работал локатор c двумя отражателями. Вид был очень красивый. Я с первого и до последнего дня прослужил в одной части, хотя после учебки многих моих друзей раскидали кого куда (Степь, Джида...). После учебки служил на аэродроме «Чиндант» и в дивизионе практически не появлялся (только иногда в наряд вызывали). Все полтора года до дембеля прослужил на точке «Обратный старт» начальником радиостанции СКП-9. С утра до вечера в две смены обслуживали полеты. В ту пору летали СУ-17 и МиГ-21. Уставали так, что не слышали форсажа самолетов, которые стартовали в 100 метрах от нашей точки. Но все были молоды, и усталость как рукой снималась, как только вскакивали утром. Хотелось бы найти своих сослуживцев. Я о них помню всю жизнь. Ташлыков Михаил из Братска, Карманов Александр из КОМИ, Виктор Коденчук из Украины, Моздер Сергей из Казахстана, Зикачев Николай из Украины. Вместе с этими ребятами мы прожили одной семьей все полтора года. Это были замечательные годы. Вспоминаю красоту сопок, как сверкает снег на солнце. Удивляет то, что солнце сияло постоянно. В Петербурге или в Выборге, где я живу, солнца зимой практически не бывает. Недавно, где то на форуме проскакивало сообщение, что уже никакого авиаполка нету, что Борзя вся разрушена. Мне очень печально это слышать. Через «Гугл Земля» можно увидеть только следы пребывания гарнизона. По-моему воинской части уже нет. Все чисто, только следы от бывших казарм. Аэродром из Гугл плохо читается, и поэтому трудно судить в каком он состоянии. Так хотелось бы хоть минутку побывать там снова.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Если дежурил в СКП, у вас должен был использоваться проволочный магнитофон (наземный). Для записи радиообмена. Проволку, когда рвалась, надо было специальными узлами связывать.
.
Иногда его перетаскивали в радиостанцию Р-831, что также в кунге располагалась. А стационарный СКП у нас появился лишь перед моим дембелем. Вернее, само здание радом с рулежкой и раньше стояло, но оборудовали его только к концу службы. Я туда узел связи переводил (в качестве дембельского аккорда). Этот СКП до сих пор на Гугле виден. Я его отметил на карте (ссылка в сайшандинской ветке есть, не так давно дублировал для кого-то). И на снимках Мимоходца, который посещал наш аэродром год назад, наш СКП стоит (фотографии в той же ветке). А рядом с СКП - самолет и ТЗ.
.
Да я помню такие магнитофоны. Они стояли на ДЦВ-станциях типа Р-822 (могу ошибаться). У ребят на ЗКП такие тоже были. Я служил на СКП-9 это Стартовый командный пункт. Это УКВ радиостанция. Использовалась на обратном старте, когда ветер менял свое направление на обратное и самолеты взлетали в противоложном направлении. Ты ее наверняка видел она с выдвежным стеклянным куполом в ней сидит Руководитель полетов. Но у меня такого магнитофона не было, может станция была неукомплектована.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Служил в ВВС в 7й авиационной комендатуре. Вместе с Алексеем-65-65. Запасной аэродром (своих бортов не было). Самый южный аэродром к Китаю на территории Монголии. СКП по началу у нас был в кунге на базе 131го ЗИЛа. Так же как и Р-831. На полеты из автопарка вытаскивали (сам не ездил, на буксире). И лишь потом в стационар перевели.
А моя СКП-9 стояла на шасси ЗиЛ 164 (попробую отсканировать фотки и выложить). Это была очень тяжелая конструкция. До меня еще "деды" на ней в самовол махнули в район Шерловой Горы, и сломали шасси. После этого станция постоянно стоял на приколе около нашей точки, и работала не передвигаясь. Хотели заменить на новую, была на НЗ на базе Зил 131, но я уже не застал этого момента. А хотелось бы сравнить новую со старой.
Фотки отсканировал. Одну выложил в галерее в разделе Борзя. А как здесь выложить? Что-то не выходит. Выложил фотку СКП-9 станция на которой служил.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Sant: я недавно набросал подробную инструкцию, как фото разместить на форуме Посмотри мой пост от 09.11.08 : 20:38 http://zabvo.ru/e107_plugins/forum/
forum_viewtopic.php?36748.75#post_36868 Обещал я его в F.A.Q. переместить, да все руки не доходят :-)
ВВП - аэродром "Чиндант". В середине Виктор Коденчук - электромеханник. Он смотрел за огнями ВВП, отвечал за автономное питание всей нашей точки и полосы с рулежками.
Зикачев Николай наш тракторист, служил в оцеплении. В случае аварии на полосе должен был на своем тракторе ДТ-75 быстро расчистить ВВП. Был такой случай. После отказа тормазов при посадке, СУ-17 влетел в тормозную сетку АТУ. Николай и АТУ-шник Александр Карманов вытаскивали самолет из АТУ. Кличка помню у Николая была "Буля". Саня и Колька служили в аэродромной роте обслуживания. В их ведении был аэродромный автопарк ну и система АТУ на которой служил Сашка Карманов. А проживали мы вместе на точке.
Ребята с РСП . В центре Плешков Вячеслав. Других ребят уже не помню. Справа парень служил рядом на РСБН.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
А это КДП - вышка на которой располагается руководитель полетов. Так она выглядела в 1976 году.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Второе фото сверху. За спиной у парня как раз моя СКП-9 и стоит. На базе ЗиЛ 164 с подъемным куполом.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Ну, на аэродроме существовала небольшая анархия, когда офицеров не было. А так все строго по уставу. :-D
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Sant: Какой у вас был КВ радиоприемник? У нас в штабе (попеременно - на Метео и на узле связи) был такой армкйский приемник, носами на дежурствах ловили "Голос Америки", "Свободу", "Немецкую волну". Помню передачи Севы Новгородцева - "Рок посевы", ВВС. "Сева, Сева Новгородцев, Город Лондон, Би-Би-Си".
.
Если честно то не помню. Но у меня в СКП было 2 УКВ блока для контроля дальнего и ближнего привода. Вот эти блоки я и использовал для УКВ радио. Помню из станции провода в домик протягивали и слушали, а когда начальство приезжало то приходилось все прятать а то можно было схлопотать за это.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Я тоже уже не помню... не то, что марку, а даже как выгдядел радиоприемник ...
А радиостанция у нас была "Алтай" (?). Большая стационарная - на узле связи и в дальнем карауле (километров 12 от части) - но связь была очень неустойчивой. Третья, передвиждая, эксплуатировалась в УАЗике командира части.
.
А я вроде помню всю свою станцию. Помню как все выглядит. Даже может попробовал бы настроить ее. Мысленно помню весь порядок включения. Мне иногда снится армия, и потом, когда просыпаюсь, какое-то ностальгическое состояние. Такое впечатление как-будто только что там побывал.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Это моя первая фотка в армии. На мне первая новая форма. Я в учебном взводе. Это ноябрь 1975г. Еще пока нет полных впечатлений от армии. Еще, как говорится, не испытал всех тягот и лишений военной службы. Есть только первые впечатления о том, как вообще я попал сюда в эту глушь (так я тогда думал). Вообще это интересная история. Как и ведется после отвальной друзья, любимые, родители и родственники посадили нас в автобус, который домчал нас до Ленинграда. Полтора часа езды и мы уже на призывном пункте на Фонтанке. Здесь место сбора всех призывников из Ленобласти. Отсюда начинается знакомство с армией. Сидели мы на этом пункте дня три. Естественно многие не просыхали и были постоянно в отрубе. Но вот заходит капитан и говорит, что нам выпала особо почетная миссия защищать отечество и мы сейчас двинемся в путь в расположение части. Последовал резонный вопрос, а далеко ли это чудное место. Ответ был очень лаконичен – «Нет, рядом, минут сорок езды. Вы будите служить дома». Садимся в автобус и едем. Прибываем в аэропорт Пулково садимся в самолет и приземляемся в Чите. Но шутка оказалась еще не закончилась, капитан сказал, что мы в Чите проездом. И сев в поезд еще сутки мы добирались до Борзи. Вот так я оказался в этом замечательном краю. Одно неудобство сразу же дало себя знать. Дело в том, что уезжая из Ленинграда, температура воздуха была, наверное, +10С. Когда мы приземлились в Чите, стюардесса объявила, что за бортом -20С. Это был шок, так как все были без головных уборов в тонких ветровках и только у некоторых были шарфы. Естественно все сразу замерзли и натянули на голову шарфы как платки. Вид у нас был как у Французов под Москвой в 1812 году. Еще больше и уже не шуточного экстрима мы испытали, когда прибыли в часть. По дороге к дивизиону дембеля уже на ходу стаскивали с нас гражданку и совали старые форменные одежды. Потом нас выстроили на плацу перед казармой дивизиона связи и оставили одних минут на 25-30. Капитан пошел в штаб что-то выяснять. Холод и промозглый ветер – так встретил нас Забайкальский край, испытывая нас на прочность. С плаца нас завернули и повели в баню. Это был еще один шок. В бане зимой окна были забиты фанерой со щелями, через которые была видна улица. Вода была чуть теплая. В общем, зря мы стали мыться, потому что потом многие простыли. В бане нас почти всех раздели дембеля. Я долго не отдавал свои брюки и только в столовой, в которую нас после бани повели я отдал их. Столовая оставила свои впечатления. При попытке взять в руки алюминиевую солдатскую миску она просто выскользнула из рук. На этом вся еда закончилась, да и аппетита совсем не было. Мы еще были сыты гражданкой. После прибытия в казарму учебного взвода, которая находилась напротив дивизиона, нам выдали форму и переодели. Вот именно в этой форме я и сфотографировался. Но меня сейчас нисколько не шокирует та ситуация которую нам пришлось испытать еще совсем зелеными солдатами. Это было первое испытание школы жизни, школы мужества, это то, что делает из мальчика мужчину.
А нас призывал Устинов, а приказ о демобилизации подписывал Соколов. Тот самый, который к нам на аэродром в Сайншанде прилетал на Ту-134, будучи зам. министра обороны. Последний из названных приказов есть в галерее на форуме. У меня в альбоме оба. Если когда найду - выложу скан.
.
Вот осталась одна общая фотография нашего учебного взвода. Но здесь не все. Фамилии многих ребят я уже не помню. Может когда-нибудь забредут на форум, увидят фото и отпишутся? Учебка у нас была, как вероятно и у всех - суровая. Суровая наверно, потому что сами мы были еще не подготовлены к таким экстремальным условиям. Мы наивно полагали, что старшина будет проводить с нами занятия по изучению приводов, но обучения проходили немножко в другом ключе. Каждое утро после развода в казарму нашего учебного взвода прибегали старшины из дивизиона связи и забирали нас на разные работы. Учили копать в мороз промерзшую землю, учили разгружать цемент, грузить на платформы поезда технику, отправляемую в капремонт. В общем, скучать было некогда. Ну а в свободное от основной работы время строевая подготовка, а перед отбоем в течение часа «полеты». Полетами у нас называли 45и секундный отбой и подъем. Одну минуту давали на подъем и построение в шинелях на улице. Если кто-то не успевал, весь взвод повторял все снова до тех пор, пока все не уложатся в норматив. В заключении перед сном взвод строился в коридоре и старшина, проходя вдоль строя, назначал ночных работников, которые должны были стеклышком выскоблить пол до чистого дерева, потом намазать его мастикой и затем натереть так чтоб он блестел как у кота яйца. Естественно от такого ритма жизни мы уже через неделю за милую душу уплетали солдатскую пищу да еще куски хлеба с собой уносили. Кстати у нас на прием пищи были тоже нормативы, за которые мы порой не успевали нормально поесть и по команде старшины выскакивали из столовой и строились на улице. Но вскоре мы приспособились и к таким жестким условиям и все пошло нормально. Мы понимали, что мы молодые и должны почувствовать службу во всей ее красе. Здесь на фото ребята уже перед окончанием учебки и скоро судьба нас раскидает кого куда.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Помню, как первый раз наш учебный взвод пошел в караул. Мы, как и все молодые бойцы изучали устав, разбирали на время автомат, шагали строевой. Но вод когда перед первым нашим караулом нам впервые выдали наши автоматы и сказали , что мы должны очень тщательно очистить оружие от смазки я к этому отнесся не очень ответственно. Я потер шомполом ствол, протер детали автомата ветошью и собрал его обратно. В карауле я реально испытал страх. Ничего общего с тем, о чем нам рассказывал командир и инструктировал разводящий перед заступлением на пост, я не увидел. Меня повезли непонятно куда в кузове машины. Кругом стояла непроглядная темень. Вскоре фары машины высветили в темноте неподвижный силуэт, это был караульный. В общем, пост сдал, пост принял. Как только машина уехала, я один на один оказался с кромешной тьмой и суровым морозом. На мне был овчинный тулуп до земли, в котором, и повернуться было трудно. Автомат я сжал в руках, и в тишине слышно было, как стучит мое сердце. В общем обосрался я по-полной. Я думал ну и как я могу здесь, что-то охранять, если я ничего вообще не вижу, и если я сделаю шаг я просто упаду. А охраняли мы самолетные стоянки и капониры. Вдруг слышу разговор, и чувствую, что ко мне приближаются какие-то люди. Я немного жду. Сердце стучит так, что должно вот-вот вырваться из груди, ведь ничерта не видно. Когда я понял, что эти люди уже недалеко от меня я прокричал – «Стой, кто идет!». Мне ответили, мол, свои. Я по уставу – «Стой стрелять буду!». Они начали что-то нести нетрезвым голосом, а я уже ничего не понимаю, мне реально было страшно и мне по уставу нужно было дать предупредительный выстрел в воздух. Я передергиваю затвор автомата и … О Боже! Смазка автомата замерзла, и мне пришлось помогать рукой, чтобы довести затвор. Но звук заряда оружия прозвучал, и ребята встали как вкопанные и кричат – «Мы сдаемся!». Но я даже не мог различить в темноте этих нарушителей. Они сказали, что они аэродромные кочегары и случайно попали на пост. Они предложили мне сами идти в караулку и что, мол, они знают, где она находится. Я скомандовал – «Вперед в караулку». В общем, вдалеке показались огни караулки, и я доставил нарушителей. Но я еще боялся того что мне перед командиром придется разряжать автомат. Я думал, что автомат заклинит, и патрон не выскочит. Но прошло все удачно, и патрон выскочил из патронника, и я его обратно вставил в магазин. Вот такой произошел со мной памятный случай в карауле. После этого я тщательно чистил оружие. А обещанный отпуск за поимку нарушителей я не получил. Вот так.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Sant: До армии, в школе на уроках НВП, вернее, после уроков в классе НВП мы оставались и тренировались в сборке-расборке АКМ на время, даже с завязанными глазами.
А вот в реальной армии разборка-сборка на время не котировалась. Ну, может, только в карантине, на курсе молодого бойца... уже не очень помню...
А про караульную тему здесь целая отдельная ветка есть. Почитай, может, что из своей службы в тему вспомнишь. Сайт
Согласен Сергей, тема караула тема большая. И это хорошо, что на этом сайте есть место для обсуждения всех тем. И вообще здорово, что у Забайкальцев есть место, где они могут пообщаться. У меня тема караула это мимолетный фрагмент из армии. Мы только раза два в учебке заступали в караул. Вероятно, просто боялись молодым неопытным бойцам доверять оружие. Мы просто пару раз подменяли так сказать профессионалов. У нас в гарнизоне была отдельная рота охраны. Они попеременно ходили в караул, и чтобы дать им хоть какой-то отдых в караул иногда ставили наряды из других подразделений. А вообще это очень трудно через день на ремень. Они так всю службу в караул отходили.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Через дент на ремень, думаю, не так трудно. У нас, где мы с Алексеем и другими ребятами служили, заступали на неделю - от бани до бани. А в периоды, когда желтуха повальнаяч была - месяц бессменно. Отдельной выделенной роты охраны не было, поэтому в наряды ходило большинство из л/с.
.
Да, не сладко вам служилось. Я вообще обалдеваю, когда читаю об эпидемиях в армии (желтуха, дизентерия и.т.д.). Когда я служил, у нас как-то требовали в роте поддерживать чистоту. Обязательно каждую неделю в баню. Смена портянок и белья также еженедельно. Многие свое нижнее белье проглаживали утюгом, так как были случаи, что в швах одежды могли быть разные насекомые. Каждую неделю в выходной с утра все кровати из роты выносили на мороз до вечера. Делали генеральную уборку в роте. Да, не все было прекрасно, но не было и свинства. Ты служил в 1983 году, а я в 1975 году, неужели за восемь лет так изменилось отношение к быту в армии. У нас тоже люди болели, но это единицы, в основном простуда. Помню только в учебке было свинство, которое привело к появлению крыс в казарме. Так это потому, что мы еще были беспомощны и не привыкли к армейскому быту, да и хлеб с голодухи постоянно таскали в казарму.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"
Вот ребята из нашей второй роты. Это уже после учебки. Можно заметить на фото на заднем плане кровати, вынесенные для проветривания на улицу. Это как раз то, о чем я говорил. [ image disabled ]
Про желтуху - в сайшандинском гарнизоне не я один об этом писал - не только в нашей части. И Gfif рассказывал. Летом от трети до половины л/с заболевало.
В качестве профилактики выдавали таблетки, которые надо было во влягу с водой кидать. Ну а лечение в госпитале ... сладкая вода и 21 день карантина. Но у нас в части баня была регурярно - раз в неделю. Я где-то здесь на форуме читал, у ребят в некоторых частях и таких условий не было - жили в землянках и бани не было по несколько месяцев. Так что с чем сравнивать.
.
Да, действительно школа жизни. Кто прошел армию тот уже понял что такое жизнь.
Владимир. Борзя 1975-1977гг. Дивизион связи в/ч 42943 Аэродром "Чиндант"